Основные правила эксплуатации АКПП

Диапазон Р (Park) – парковочная блокировка. Данный режим выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении рычага в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно (ведущие колеса заблокированы, блокировка находится внутри самой АКПП и не связана с обычным стояночным тормозом). На этом режиме разрешен запуск двигателя. А как насчет использования стояночного тормоза на стоянке? Для надежной фиксации автомобиля во время стоянки на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то рекомендуется включение ручного тормоза. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить рычаг переключения режимами коробки в положение Р. В этом случае вы освобождаете от дополнительной нагрузки механизм блокировки выходного вала АКПП.

Диапазон N (Neutral) — нейтральный режим, как правило, выключены все элементы управления. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, то есть автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Позиция N используется при кратковременной стоянке и при буксировке автомобиля на небольшое расстояние. У некоторых автовладельцев возникает вопрос: следует ли переводить рычаг АКПП в положение N при остановке у светофора? Отвечаем: имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробки. В остальных случаях это делать не рекомендуется.

Диапазон R (Reverse) – режим движения задним ходом. Перевод рычага в положение R во время движения вперед может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии (недопустимо включать этот режим до полной остановки автомобиля, а на современных трансмиссиях зачастую существует блокировка). Если рычаг АКПП находится в этом положении, запуск двигателя невозможен.

Автомобили, оснащенные четырехскоростными автоматическими коробками передач, обычно имеют четыре положения движения вперед: D, 3, 2 и 1 (L). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.

Диапазон D (Drive) – основной режим движения, движение вперед. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу (как правило, задействуются все ступени, либо все, кроме повышающих передач). В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.

Диапазон 3 – разрешено движение на первых трех передачах. Активный режим, наиболее подходящий для движения по городу, отключается при выключении зажигания. Не обеспечивая топливной экономичности (при более быстрой скорости работы АКПП), данный режим рекомендуется производителями, чтобы при рваной городской езде (не выше 70-80 км/ч) не допускать многократной блокировки/разблокировки муфты гидротрансформатора, которая частично блокируется при переключении на повышенные передачи. В этом режиме происходит торможение двигателем. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.

Диапазон 2 – разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.

Диапазон 1 (L или Low) – пониженная передача, разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать тяговые возможности двигателя, поскольку передаваемый на колеса крутящий момент максимален именно на первой передаче. В этом режиме АКПП особенно эффективно торможение двигателем. Первая передача рекомендуется при движении на крутых подъемах и спусках.

На некоторых моделях автомобилей установлен режим движения с возможностью автоматического переключения на повышающую передачу. Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки O/D (Оverdrive). Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение D, то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора O/D OFF. В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали. Примечательно, что ряд 4-х ступенчатых автоматических коробок (например, Aisin (Toyota) 241E) имеет отключение четвертой передачи, имеющей передаточное число 1, то есть, фактически не являющейся овердрайвом!

В отличие от МКПП, АКПП поддерживает торможение двигателем далеко не во всех режимах. В режимах, где торможение двигателем запрещено, трансмиссия свободно проскальзывает в обгонных муфтах (как в велосипеде) и автомобиль движется «накатом». Например, в некоторых случаях первая передача с торможением двигателем задействуется только при выборе водителем положения 1. При выборе первой передачи автоматикой из положения D торможение двигателем невозможно.


Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?

Основная причина выхода из строя автоматической коробки переключения передач остается неграмотное использование и обслуживание. Запустив двигатель автомобиля, необходимо выждать несколько секунд для того, чтобы АКПП пришла в рабочее состояние. Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию (D или R), не нажимая при этом на педаль газа (управления дроссельной заслонкой). После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой. Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. До начала движения для лучшего прогрева АКПП необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах. Необходимо заметить, что нежелательно в холодное время начинать движение в положении R до полного прогрева АКПП, т.к. это может привести к разрушению планетарного механизма из-за большой вязкости трансмиссионной жидкости.

Режим N предназначен для буксировки неисправного автомобиля, тем не менее повторимся – всем автомобилям с автоматическими коробками передач буксировка не рекомендуется. Разрешено буксировать автомобиль с АКПП лишь на небольшие расстояния. Поскольку при бездействующем моторе не работает масляный насос, условия смазки узлов АКПП серьезно ухудшаются, но актуальным это ухудшение становится лишь при буксировке на более-менее приличное расстояние. Транспортировать автомобиль надо медленно (со скоростью не более 70 км/ч) и не более чем на 60-70 км. Оптимальный вариант – воспользоваться услугами эвакуатора.

Забуксовать на автомобиле с АКПП сложнее, чем на обычной машине, но если это случилось, нельзя "раскачивать" автомобиль, включая попеременно то первую, то заднюю передачу. Следует включить понижающий диапазон, ограничивающий переключение передач выше первой (позиция селектора 1 или L), и попробовать выбраться из грязи, действуя педалью тормоза как сцеплением. Примерно так же, слегка отпуская педаль тормоза и стараясь не перегазовывать, маневрируют в ограниченном пространстве.


Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?

Переключать РВД на ходу разрешено, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения Р и R. В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение N, поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.


Дополнительные режимы работы АКПП.

В современных АКПП, с большим числом рабочих диапазонов, могут присутствовать дополнительные режимы работы. Они заложены в систему управления переключения передач в виде дополнительных кнопок (переключателей).

Экономичный режим работы АКПП обеспечивает движение с минимальным расходом топлива, поскольку двигатель на каждой из ступеней работает в ограниченном скоростном диапазоне. При этом работа автоматический коробки передач и двигателя синхронизируется таким образом, что при включении очередной повышающей передачи двигатель начинает работать практически с холостых оборотов, и при дальнейшем разгоне обороты двигателя не доводятся до максимальных. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.

Спортивный режим работы АКПП позволяет максимально использовать мощность двигателя. Включение каждой последующей передачи происходит при частотах коленчатого вала, близких к частотам, на которых развивается максимальный крутящий момент. При дальнейшем ускорении частота вращения коленчатого вала доводится до максимальных значений, при которых двигатель развивает максимальную мощность. Таким образом, двигатель работает с наибольшей отдачей. То есть диапазон изменения частот на каждой ступени происходит от частоты, при которой максимален момент, до частоты, соответствующей максимальной мощности. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения.

Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь обозначения Power, S, Sport, Auto, A/T Mode и т.п.

Kickdown – режим АКПП, в который переходит система управления двигателем и коробкой для получения более высоких значений ускорения, например, при совершении обгона. Переход в режим Kickdown осуществляется при резком нажатии до упора педали газа (управления дроссельной заслонкой), в коробке передач произойдет переключение на одну или две ступени вниз. При этом крутящий момент, передаваемый на колеса от двигателя, значительно возрастет, а двигатель в этот момент будет работать в диапазоне скоростей, при которых отдача близка к максимальной. Дальнейший переход к следующей повышающей передаче АКПП в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль газа, то коробка передач перейдет в штатный режим работы. В некоторых случаях режим Kickdown запрещен при отключении режима Overdrive. Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи, ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.

Зимний режим работы АКПП – для его активизации имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения Winter, W, Hold (либо Snow). Для того чтобы исключить проскальзывание колес при трогании на скользком покрытии, крутящий момент, передаваемый от двигателя к колесам, должен быть минимальным. Это осуществимо в том случае, если автомобиль будет трогаться либо со второй, либо с третьей передачи. Из-за возможного перегрева коробки не рекомендуется постоянно ездить на этом режиме.

Аварийный режим работы АКПП активизируется в случае возникновения в трансмиссии или системе управления неисправности, которая может привести к серьезной поломке АКПП, блок управления начинает работать по программе защиты трансмиссии, что позволяет автомобилю добраться своим ходом до автосервиса. Обычно в режиме защиты в автоматической коробке передач включается одна какая-либо передача и запрещены все переключения. Номер передачи, включаемой в защитном режиме, как правило, соответствует передаче, на которой все соленоиды переключения находятся в выключенном состоянии. Кроме того, в защитном режиме в основной магистрали устанавливается максимальное давление и запрещается блокировка гидротрансформатора.


Адаптивный режим работы АКПП.

Развитие «электронных» АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые алгоритмы управления становятся все более интеллектуальными, что приводит к появлению новых качеств в тех же самых с механической точки зрения трансмиссиях. Бортовой компьютер следит за манерой и особенностями управления водителя и подстраивает работу автоматической коробки передач и двигателя соответствующим образом. Если манера движения размеренная и плавная, компьютер делает соответствующие поправки, при которых двигатель не выводится на мощностные режимы работы, что положительно сказывается на расходе топлива. Как только водитель «занервничал» и начал производить частые и резкие нажатия на педаль газа, компьютер тут же понимает, что ускорения и обгоны нужно производить резвее. Двигатель на каждой из ступеней выводится в режим максимальных оборотов. Для обеспечения более резких ускорений система управления может осуществлять переключения на две, а то и на три ступени вниз. Интересно и то, что в алгоритм работы, как правило, заложен учет износа фрикционных элементов АКПП. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.


Режим работы АКПП Autostick (Steptronic, Tiptronic).

Это система управления работой АКПП, в которой наряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, (впервые реализованный компанией Porsche), при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех.

В автомобилях оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, нефиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения «+»(Up) и «-» (Dn), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. В этом режиме выбор передачи осуществляется водителем вручную подталкиванием рычага селектора в направлениях «+» и «-» - переход на следующие передачи вверх и вниз. В канонической конструкции автоматически осуществляется только понижение передачи при падении оборотов двигателя до холостых. Трансмиссии ряда производителей, кроме того, автоматически повышают передачу при достижении предельных оборотов двигателя. Механически коробка передач при этом такая же, как и обычная АКПП, изменен только рычаг селектора и автоматика управления. Признак таких АКПП — Н-образный вырез для перемещения рычага селектора а так же символы «+» и «-». Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение D.